Минэкономразвития России, Сбер и Фонд «Общественное мнение» подвели итоги исследования «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» за II квартал 2024 года и выяснили настроения малого и среднего бизнеса. Согласно последнему опросу, за два года 86% предпринимателей и 69% самозанятых помогали решать социальные задачи.
«Сегодня социальная ответственность — тенденция, которая характерна не только для крупных предприятий, но и для малого и среднего бизнеса. Также это новая точка роста: компании, в деятельность которых включена социальная составляющая, более стабильны, на их положительную репутацию обращают внимание как клиенты, так и потенциальные сотрудники. По данным нашего исследования, 86%, или 5,3 млн предпринимателей, а также 69%, или 7,3 млн самозанятых, в течение последних двух лет помогали решать социальные задачи», — поясняет заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова.
Участие в решении социальных задач
68% предпринимателей убеждены, что бизнес должен вносить вклад в решение социальных проблем и улучшение жизни людей. Такого мнения чаще придерживаются работающие с государством (80%), живущие в поселках городского типа и селах (80%) и предприниматели старшего возраста (от 56 лет). 86% предпринимателей за последние два года хотя бы один раз были социально полезны. Среди самых популярных действий — сотрудничество с волонтерскими организациями, благотворительность (33%), проведение субботников, посадка растений, экономия офисной бумаги (29%).
68% самозанятых убеждены, что их деятельность способствует улучшению жизни людей в их регионе. Чаще так считают мужчины (73%), опытные самозанятые, работающие на себя более пяти лет (74%), а также те, кто смотрит в будущее с оптимизмом (73%), строит долгосрочные планы (77%) и работает с физическими лицами (70%).
Изменение финансового положения и планы на будущее
По-прежнему более половины (58%) предпринимателей считают финансовое положение своего бизнеса удовлетворительным. Стало больше предпринимателей, сообщивших о росте выручки за последние три месяца (22% в II квартале против 14% в I квартале), и меньше — заявивших о ее снижении (25% в II квартале против 34% в I).
Чаще оптимистично настроены предприниматели 35–45 лет (57%), мужчины (54%) и те, кто в основном выполняет заказы для государства (57%). Настроены тревожно чаще предприниматели 46–55 лет (53%), женщины (62%) и те, кто ведет бизнес в городах с населением 500 тыс. человек и более (54%).
Что касается прогнозов в отношении ситуации в экономике страны на ближайшие шесть месяцев, то предприниматели стали чаще ожидать стабильности. Доля тех, кто считает, что изменений не будет, выросла с 31 до 37%. При этом они стали чаще строить долгосрочные планы, то есть на полгода и более (рост с 56 до 62%). В этом предприниматели схожи с самозанятыми: последние также стали чаще ожидать стабильности (рост с 28 до 41%).
В последние три месяца 14% предпринимателей расширили штат работников, 72% — не производили никаких изменений и только 14% сократили число сотрудников. Похожая ситуация наблюдалась и в I квартале. По-прежнему у трети предпринимателей в планах увеличение числа работников в ближайшие три месяца.
Поддержка со стороны государства и других компаний
В II квартале по-прежнему почти 60% предпринимателей оценили условия для ведения малого бизнеса в своем регионе как удовлетворительные. Как и в I квартале, более 40% ожидают, что условия для ведения бизнеса в следующие 12 месяцев будут стабильными.
О существующих мерах поддержки со стороны государства знают 58% предпринимателей. Среди тех, кому что-либо известно о мерах господдержки, 47% уже обращались за ее получением, еще 8% планируют это сделать. Чаще других ищут поддержку у государства юридические лица. Самая популярная мера — финансовая поддержка (33%). На втором месте — господдержка в получении кредита, льготное кредитование (30%). На третьем — получение грантов (12%).
Также популярностью пользовались помощь во время пандемии (10%), компенсация выплат зарплат (7%) и налоговые льготы (5%). Реже предприниматели обращались за получением социального контракта, госконтракта (4%), за помощью в выплате кредитов (3%), за помощью с рекламой (2%), а также обучением и консультациями (2%).
Кроме того, 74% предпринимателей полагают, что бизнесу могут быть полезны меры поддержки со стороны банков, а также финансовых и других компаний.
Среди мер, которые они предоставляют в помощь малому и микробизнесу, чаще всего предприниматели называли кредитные каникулы или отсрочки платежей (27%), льготную маркетинговую поддержку (26%), помощь в выходе на новые рынки (22%), ИТ-решения для бизнеса (22%), юридическую поддержку (21%), помощь в поиске сотрудников (21%), обучение бизнес-планированию и ведению бизнеса (19%), помощь в лицензировании и патентовании (14%) и организацию деловых мероприятий (12%).
Источник фото: freepik.com